1. Человек как индивид Человек - многостороннее существо, многомерное, сложно организованное. Ряд свойств человека доступно непосредственно восприятию. Прежде всего это внешние особенности человека. Человек - это живое существо. Имеет организм, тело находится во взаимосвязи с природным миром, подчиняется его законам. Мы убеждаемся ежедневно, что человек органическое существо, так как он испытывает органические потребности (пища, тепло, воздух и так далее). Психологическое самочувствие человека находится во взаимозависимости от природных явлений. Человеческое тело, его формы, строение - есть продолжение эволюционного ряда. Оно во многом сходно с организмом высших приматов, но в тоже время человек качественно отличается от всех других видов живых существ. Бердяев писал : " Человек есть принципиальная новизна в природе". Тело человека - это культурное тело. Оно одухотворено и подчинено высшим силам человека. Человеческие органические потребности сильно отличаются от потребностей животных.Потребности человека удовлетворяются другими предметами, другими способами. Они (потребности человека) культурно обусловлены.Принципиальное обличие человека состоит в свободном отношении к переживанию органических потребностей.
2.Человек как личность, субъект Человек - общественное существо, живет в сообществе себе подобных. Он включен в систему связей и отношений с другими людьми, занимавшими в ней соответствующую позицию, имеет определенный статус, играет различные социальные роли. Именно совместная жизнь с другими людьми приводит к появлению личности. Личность - всегда определенная позиция. Семья - сугубо человеческая форма жизни. Еще специфически человеческая форма общности - клубные объединения. Клуб - добровольное и желанное объединение людей по интересам.Человек удовлетворяет специфические человеческие духовные потребности: потребность самовыражения, потребность в общении.Способ жизни человеческого общества - общение. Человек живет в мире культуры, которая составляет его вторую природу. Слова культура и образование очень тесно связаны друг с другом. Культурный человек - это образованный человек, то есть воспитанный на основе образа человека, идеала данной культуры. Образование как обучение , воспитание, формирование, являются основной культурной формой человеческого существования. Оно лежит в его основе. Культура также вместе с образованием включает в себя такие формы человеческой деятельности, как наука, философия, искусство, религия, экономика, политика и другие. Все эти формы человеческой деятельности составляют содержание материальной и духовной культуры. Человек - единственное существо на земле, у которого есть идея Бога, который верит в высшее, нежели он сам, в божественном происхождении мира. 3. Человек как душевная и духовная реальность.
Специфической особенностью человека является наличие у него как бы двойной жизни, непосредственно наблюдаемой и внутренней скрытой от посторонних глаз. Во внутренней жизни человек мыслит, планирует, ведет внутренний диалог с самим собой. Внутренняя жизнь человека - это особый мир мыслей, переживаний, стремлений и прочее. Субъективный мир человека сложно организован, безграничен, включает в себя вес измерения времени. Только человек может заглядывать в будущий день, мечтать, сохранять прошлое. Человеческий субъективный мир - мир сознания и самосознания. В познании человек познает сущность предметного мира и знает о том, что он знает или не знает. Также предметом сознания может быть сам человек. Сознание принимает форму самосознания . На этом уровне сознание принимает форму рефлексивного сознания( в сознании человек как бы выходит из самого себя, занимает позицию над ситуацией). Шеллер : " Только человек, поскольку он - личность, может возвыситься над собой, как живым существом и, исходя из одного центра, как бы по ту сторону пространства временного мира сделать предметом своего познания все, в том числе и себя."
|